Николай Березовский

 «МЕЖ ЭТИМ И ТЕМ СЕНТЯБРЁМ…»

Так называется одна из книг поэта Геннадия Лысенко, увидевшая свет спустя шесть лет после его трагического ухода из жизни.

       Меж этим и тем сентябрём,
меж тою любовью и этой,
как молнии высверк,
как гром –
взаимность –
попробуй исследуй.
И всё же представишь на миг
себя до безгрешности юным,
как будто и впрямь уж – старик,
заохаешь,
брякнув по струнам:
 - Каким же я был дикарём,
каким же я был
недотёпой!..
Меж этим и тем
сентябрём
такое – хоть заново топай.
И память плутает в ночи:
былое –
оно не по полкам;
былое – такие ручьи
сольются –
и вот она Волга.
А следом приснится паром,
утюжащий мятую воду, –
меж этим и тем сентябрём
со мною так много народу….

 

Увы, 17 сентября нынешнего года автора этих строк вспомнят и помянут не так уж много народу. Одних уж нет, другие, несколько перефразирую общеизвестное, далече, третьим и при жизни Геннадий Лысенко и его творчество были костью в горле. К тому же и дата рождения поэта, вынесшего самому себе приговор в помещении Приморской писательской организации в уже далёком и для нас 1978 году, как задолго до него Сергей Есенин в «Англетере», нынче не юбилейная – ровно 65 отплакал бы он в уже минувшем 2007-ом, будь жив.

«Отплакал бы», а не отпраздновал или отметил, хотя бы потому, сошлюсь на признание тридцатилетнего Лысенко, что ошибся, доживи он до такого возраста, в своём предвиденье:

На небо навернутся слёзы

величиною с виноград,

и август станет скрупулёзно

готовить загодя обряд

листопадения,

а ночи

проглянут дико и светло,

как бы пугая и пророча,

что скоро кончится тепло.

Потом – снега,

потом – морозы,

но ещё раньше и зазря

мне отольются чьи-то слёзы

       в начальных числах сентября.

 

Да, он наложил на себя руки 31 августа, но похоронен на самом заброшенном кладбище в окрестностях Владивостока на третий, как и положено по православным обрядам, день – 2 сентября. А сказал бы

Геннадий Лысенко, как Николай Рубцов: «Я умру в крещенские морозы…»,– поминался бы теперь помнящими его в январе. А здесь, повторю, «мне отольются чьи-то слёзы / в начальных числах сентября», да ещё зазря, – так тонко-прозрачно и щемяще-покаянно о прощании с белым светом никто из русских поэтов  не писал. И таким чистейшим и непорочным, добавлю, языком, как, впрочем, и вся его поэзия. Она изначально высочайшего звучания и мастерства, словно никогда и не было поры ученичества, и проста при всей её изощрённой сложности, как русский рубленый терем.

А ведь в образовательном багаже Лысенко только сельская неполная и тюремные – четыре срока за хулиганство, отбывая которые, и окончил среднюю, – школы. И вообще его образование сравнимо с «университетами» Максима Горького, исключая бродяжничество, – рабочий в геофизической партии, газорезчик, маляр, сверловщик, котельщик-корпусник, обрубщик, матрос на сейнере, кочегар, горнорабочий, наконец – должность! – завхоз с билетом члена Союза писателей СССР  в Приморской писательской организации. За это, без малейшей иронии, спасибо тогдашнему её руководителю Льву Князеву, которого, между прочим, можно считать

А. Плетнёв, Л. Князев, Г. Лысенко. Владивосток, 1973 год.

и крёстным отцом поэта Лысенко. Прозаик Александр Плетнёв, ставший вместе с Геннадием открытием Иркутского семинара молодых и начинающих литераторов в 1973 году, рассказывал:

- Лет за семь-пять до этого семинара, точно не скажу, Князев, в ту пору главный редактор краевой молодёжной газеты «Тихоокеанский комсомолец», получил саморучный пакет-письмо из мест, как говорится, не столь отдалённых. А в нём рукопись не каких-то блатных стишат – поэма «Владивосток», завершающаяся такой просьбой к этому городу:

Дай прикурить мне сигарету

Из чьих-нибудь надёжных рук…

Прочёл, поразился – и поставил з/к на первую полосу ближайшего номера. В советский период истории России это был Поступок с большой буквы. По-доброму участвовали в судьбе Лысенко и приморские, пусть и разнополюсные, «авторитеты» в поэзии Илья Фаликов и Юрий Кашук.  И Гена, освободившись, пошёл в гору, широко печатаясь не только в местной, но и во всесоюзной периодике. Правда, при жизни успел издать только два сборника стихов – «Проталина» (Владивосток, 1975 г. – Н.Б.) и «Листок подорожника» (Москва, 1976 г. – Н. Б.). А каким он был, если спросишь, как человек, прочти его «Совесть»…

Я прочёл:

Хоть льсти, хоть плачь,

хоть сквернословь:

обласканный,

                         никчемный,

                                               битый –

я чья-то первая любовь

и чья-то первая обида

Пристрастный к Родине.

к друзьям

и в мелочах,

и в самом главном,

я весь

как маленький изъян,

на плёнку снятый крупным планом.

 

А ещё Александр Никитич показал мне одно из писем Лысенко к нему. Приведу из него только несколько строчек и постскриптум: «…Я принимаю антабус. Пишу рассказ. Если получится, пришлю тебе первому. 8.01.75 года. P.S. Получил журнал «Студенческий меридиан» и альманах «Поэзия».

Антабус, знаю не понаслышке, никого от болезни, косящей в России не только поэтов, не спас, а получился ли рассказ у Геннадия Лысенко – не ведает и Плетнёв, поскольку рассказа, извините за невольную тавтологию, так и не получил. Насчёт же упомянутых журнала и альманаха нынешнее поколение, рождённое в перестройку и выросшее в постсоветской России, может справиться в общественных читальнях – в них стихи Геннадия Лысенко, которые предельно точно оценил упомянутый выше Илья Фаликов:

"Почти каждое стихотворение Геннадия Лысенко по преимуществу как бы одна строфа вне зависимости от знаков препинания, пауз и количества строк. Чаще всего он предельно лаконичен. Он выговаривается на одном дыхании, сугубо монологично, словно после долгого молчания, внешне вроде бы и не видя собеседника-читателя. Тут нет ни поспешности, ни скороговорки: весь словесный строй рассчитан на пристальное, равное собственной напряжённости внимание воспринимающего, на его способность вслушиваться и в целое, и в части целого — до слова, до звука".

 

Одна из последних фотографий Геннадия Лысенко.

Пять же книг Лысенко – последняя из которых, посмертная «Зовётся любовью», издана в Москве 10-тысячным тиражом в 1985 году, – библиографическая редкость. А книги приморского поэта, без поэзии которого русскую поэзию ХХ века нельзя считать полной, должны бы стоять на полках книжных магазинов и библиотек в одном ряду с сочинениями Сергея Есенина, Алексея Прасолова, Николая Рубцова… Поэзия Геннадия Лысенко, верни её сегодня России, явит Поэта такого звучания, что мы все удивимся, как это жили без него прежде:

Забываю о прошлом,
а вспомню,
и опять сам с собой не в ладу,
и опять той же болью заполнен,
как февраль в високосном году,
и опять...
Так неужто в отместку
за обиду, что в сердце таю,
солнце робко, как сквозь занавеску,
пробивается в песню мою?

Читая Рубцова, я вспоминаю Лысенко: «…Меж этим и тем сентябрём / со мною так много народу…», а вспомнив, вновь возвращаюсь к Рубцову: «И какое может быть крушенье, / Если столько в поезде народу?»

И пугаюсь: может быть! – но уже за Россию, если не сбудется пророчество Геннадия Лысенко, давно спевшего для неё песню, которую пора услышать:

       Отстану,
отрину,
отпряну,
от собственных рук отобьюсь
на время,
а после нагряну,
как в Питер восставшая Русь.
Голодный,
холодный,
свободный,
поверивший в силу свою,
и песню такую спою,
которая станет народной.

 

Фото из архива автора.

Вернуться на Главную страницу

 

 

 

Хостинг от uCoz