Я ЖИВУ ПАМЯТЬЮ
С кого писал Александр Плетнев Михаила Свешнева – главного героя своего знаменитого романа
«Шахта»?
С себя? А может быть, с бригадира Петра
Авдеева, с которым вместе работали на шахте «3Ц» и которого я тоже узнала среди
встречающих писателя артемовцев? Ловлю себя на этом вопросе, вглядываясь в лица
тех, с кем Александр Никитович обнимается, радостно узнавая то одного, то
другого земляка. 10 лет уж не был в Артеме, откуда четверть века назад
перебрался на постоянное жительство в Омск, а приехал - и будто никуда не
уезжал. Да еще как все в аккурат сложилось: и юбилей
родного сердцу города, и по-прежнему почитаемый за главный праздник День
шахтера, и собственная круглая дата – семидесятилетие. Шикарный подарок получил
на день рождения – встречу с дорогими людьми и еще - именную экспозицию, открытую в местном историко-краеведческом
музее. Некоторыми экспонатами писатель и сам был несказанно удивлен. Где только
раздобыли, например, «Шахту» на немецком?
О прототипе Свешнева
расспрашивать автора романа я все-таки не стала, понимая, что проводить аналогии смысла нет. Непридуманным он получился не
потому, что писался «с натуры», а потому, что чувства автор переживал искренние
и глубокие.
- Вся вера, вся религия - в совести
человеческой. И сам себе ты дьявол, и сам себе ты бог. И не знаешь, чего же в
тебе больше. Бывают поступки, в которых самому себе стыдишься признаться.
Забудешь, а потом вспомнишь, и всего будто обдаст эта мерзость: как же я мог
так сказать, так поступить? Все - в нас самих, - говорит Александр Никитович,
объясняя, что ничего другого, кроме жизненных впечатлений, художественного осмысления
пережитого, искать в его книгах не стоит.
Сам факт, что «Шахта» в свое время
завоевала премию ВЦСПС и Cоюза
писателей СССР как лучшее произведение о рабочем классе, для нынешних
скептиков, без всяческих оговорок отрицающих «совок», может стать поводом для
неприятия: какой еще «гегемон», какой трудовой энтузиазм? Но, перечитывая
роман, понимаешь, что ведь и для самого писателя не так уж важен был социальный
статус его героев, интереснее другое - что они за люди, в чем видят смысл
жизни? Хотя Свешнев с его мятущейся душой и вправду
меньше всего похож на кумира сегодняшнего дня - кто теперь такие книги читает?
Не ушло еще его поколение, вот они - реальные прототипы. Да и живем по-новому
всего каких-то 15 лет. Но какими же мы стали другими, боже мой! Смысл жизни
долго искать не приходится - благополучие, что же еще?
- Мы, наше поколение, совершенно чужие
здесь люди, мы мешаем своей духовностью. Мы даже голосуем не так, как надо,
портим все.
- Александр Никитович, а во время работы на
шахте и потом - в пору признания знаменитым писателем вы жили в ладу с миром?
- Нет, скорее я был, как сейчас говорят,
диссидентом. Люто ненавидел политических тунеядцев,
этих агитаторов. Он, дьявол, числится слесарем, а ведь никогда в шахту не
спускался: то на семинаре, то агитирует. И хотя я 15 лет был членом правления
Союза писателей СССР, в партию не вступал, часто ругал ее
на чем свет стоит. И ведь оказался прав: предала нас верхушка. На исходе
социализма, когда закончилась вся эта вакханалия, я - единственный беспартийный
- пришел в Омске в местный союз писателей и сказал: «Давайте создадим партийную
организацию. Я первый вступлю в Коммунистическую партию». Демократы глаза
выпучили: не положено. Так давайте создадим подпольно! Такой парадокс случился
не с одним мною, не один я стал коммунистом сердцем. Ведь коммунистические идеи
- это идеи Иисуса Христа, и кодекс строителя
коммунизма состоял из заповедей христианских. Иисус дал нам науку. Нам бы жить
по его заветам. Но чем совершенней человек, тем беспощадней к нему мир. Пишу в
рассказе «Тихое помешательство»: «Ждем Второго пришествия, Суда Страшного. Да
ведь ступи он на землю, то не он, но его судить будут… И
опять осудят и запытают, исказнят
за то, что ученье его никак не позволяет превратить жизнь на земле из сплошного
зла в кромешный ад». «Тихое помешательство» - последний мой напечатанный
рассказ (его опубликовал журнал «Сибирские огни» в 2000 году), где вся моя боль
неизбывная. Эх, Россиюшка, «тебя и трут и мнут, тебя
едят и тобой блюют, а ты как была, так и есть вся в
грехах, вся виноватая».
-
Судя по этому рассказу, шахта вам продолжает сниться, но не в светлых, а в
страшных снах…
- «И весь сон - один клубок кошмаров: в
забое адский жар, пыльно-газовое удушье, и кровля, разминая как резину рудстойки, опускается-опускается… И
я уже в щели - теснее гроба, и холодно-замогильный монолит породы уже касается
моего лица…». Я нечаянно родился (в поле, пока убежали звать отца) и нечаянно
остался жив. Что ни месяц-другой, погибали в шахте ровесники. Да и работа была
тяжелая - перекидать лопатой за смену тонны угля. Жара под сорок, пыль, а весь
белый свет и все могилы мира на сотни метров выше - кромешный ад.
- Но ведь не только этим вспоминается Артем?
- Нет, что вы. Здесь я встретил свою жену Надежду
- тогда юную 18-летнюю девушку, которая на шахте работала откатчицей. Ей не
легче было - какая сила нужна, чтобы, как лошадь, вручную катить вагон. В
Артеме у меня родились дети - сын и дочь (Наталья и сейчас живет в этом
городе), тут я начал стихи писать, тоже нечаянно. Я ведь не собирался в
писатели, просто приходил со смены и писал, как тот скворец на ветке: поет,
потому что ему хочется петь. Классов за плечами было немного, я даже себе два
прибавил, а то бы на флот служить не взяли. Уже потом окончил вечернюю школу и
Высшие литературные курсы в Москве. Мне там сразу сказали: «Может быть, ты
вообразил себе, что приехал учиться писать? Не вздумай учиться ни у кого, у
тебя будут учиться!». Потом, правда, и «Шахту», и повесть «Дивное дело» взяли в
университетскую программу по литературе. На курсах было много умных людей, и
Москва многому меня, неотесанного, научила. Но называть себя писателем мне
совестно, особенно сейчас. Выдалось в моей судьбе окошечко света, да и погасло.
В своей жизни я немного написал. Распутин, давая мне рекомендацию в Союз
писателей, говорил: «Плетнев или будет писать хорошо, или совсем писать не
будет». Чтобы наполнить то, что пишешь, чувствами, музыкой, образами, нужно
иметь хорошее здоровье. Вот почему с возрастом все это угасает. Но мы угасли и
по другой причине - стала нужна литература, не строящая душу, а разрушающая ее.
Писать в стол не у каждого получается. Помню, «Детгиз»,
который долго просил у меня какую-нибудь рукопись,
вернул мне ее в итоге назад, честно объяснив, что издательство печатает теперь
только коммерческую литературу. А писать об убийцах и проститутках я, конечно,
не стал. Зная меня, никто об этом и не просил.
-
Литературное сообщество, которое вас когда-то подхватило, тоже распалось?
- Разрушилось все как-то сразу, сейчас даже
с самыми милыми сердцу друзьями не видимся. Расстояния из-за
экономических причин увеличились будто бы в сотни раз. У Астафьева я был
в Овсянке в 1998 году, приглашал он меня еще в 2000-м, но я уже не поехал. В
97-м на писательском пленуме последний раз виделись с Распутиным. Лет 5-6 назад
последнее письмо прислал Владимир Личутин. Слышали о
таком? Большущий писатель. Во времена Белова он не очень-то громко прозвучал,
потому что младше был. Автор 30 оригинальных повестей и романов, а жить не на
что. В журнал пошел работать, просил прислать что-нибудь. Рубрики журнала -
сплошь православные. Говорят, православие поднимать надо. Но ведь времени нет.
Пока мы его поднимем, от России пару не останется… Я отправил «Тихое
помешательство», да, видно, не в струю оно. Не подошел я ни патриотам, ни
демократам.
Не видимся, так еще и не читаем ничего,
кроме классики. Кто-то, может быть, и печатается в том же «Новом мире», но
какой у него теперь тираж? Три с половиной тысячи экземпляров вместо 800 тысяч
прежних.
- Литература, несущая духовность, будет
снова востребована?
- Мне кажется, уже сейчас идут изменения. В
книжных магазинах, замечаю, пока скромно так, рядом с Марининой
стоят и Чехов, и Бунин, и Достоевский. А переиздавать бы их не стали, не
возникни читательской потребности.
- Александр Никитович, вы хорошо знаете
приморскую литературу. Какое имя хотелось бы назвать?
- Несомненно, Геннадия Лысенко. Приморье
может похвалиться и другими хорошими поэтами, но
сказать, как Лысенко: «Там звезды плачут… а на руке
часы судачат» - мог только великий. Это уровень Рубцова, но совершенно оригинальнейший. Еще страшно сложный,
может быть, поэтому не очень-то признанный. С величайшим трудом, помню,
пробивал публикацию подборки стихов Лысенко в «Нашем современнике». Редактор у
меня просил прозу, а я, как цыган на базаре: «Стихи приморского поэта
опубликуйте, тогда и проза будет». Если уж говорить о поэзии, то еще бы назвал
омского поэта Аркадия Кутилова, ставшего известным
после того, как был похоронен среди других бомжей в неизвестной могиле. Он
бродил бездомный где-то там, где я жил. Знать бы… Потом
рукопись его собрали, издали.
- А
какое из своих произведений вы любите больше всего? Наверное, «Дивное дело»?
Без подхалимажа - дивная литература.
- Любимое произведение? «Лицедейка», что
еще нигде не напечатана.
-
Так, значит, вы скромничаете, когда говорите, что уже ничего не пишете? Откуда
такое название?
- Название пока условное. Начинается
произведение с 30-х годов, а заканчивается на исходе советской власти, когда партократия в райской долине строит себе благополучие. Моя
героиня прошла войну, была изранена, получила орден Славы. Но она от всего
отказалась, убавив себе 10 лет, чтобы попасть в театральное училище. Все время
играет, ведет самодеятельность. Рядом с ней еще много действующих лиц, не то что в «Шахте». В некоторых можно даже узнать черты
известных в Артеме людей. Память о прожитых здесь годах не отпускает поныне.
Вот говорят: надо жить будущим. Да нет, в человеке столько человеческого,
сколько в нем памяти. Я живу памятью.
Из
интернет-версии газеты "Владивосток".
Фото
Т. Березовской. 21 февраля 2012 года.