Выбор, определяемый главной задачей

 

Награды – не главное в нашей книгоиздательской деятельности, но они говорят  о том, что Фонд «Возрождение Тобольска» на правильном пути. Не стал исключением и уходящий 2012 год

Произведения многих поэтов и прозаиков вдохновляют нас, пожилых и молодых, богатых и бедных, власть имущих и простых людей – на жизнь, наполненную красотой, правдой, созиданием и честью. Во времена провозглашённого государством атеизма русская литература помогла сохранить России нравственные ценности – в сущности, помогла сохранить веру в народе. И сейчас наши достойнейшие писатели несут свет духовности – именно на таких авторов ориентируется Фонд «Возрождение Тобольска», и по нашему глубокому убеждению книгоиздание сегодня должно быть ориентировано на собирание «нравственного капитала», в том числе и для будущих поколений.

Наш выбор основывается не на личных амбициях, тщеславии, он определяется главной нашей задачей – возвращения Тобольску былой славы наиважнейшего культурного форпоста на сибирских просторах. Задачей сохранить для потомков лучшие образцы отечественной словесности в достойном оформлении. И решение жюри регионального конкурса «Книга года – 2012» о присвоении звания лауреата художнику Ивану Лукьянову в номинации «Дизайнер года» (за художественное оформление книги Юрия Перминова «Солнечный скворечник») подтверждает правильность выбранного нами алгоритма книгоиздательской деятельности. Сама книга – представляет соавторство поэта Юрия Перминова и фотохудожника Аркадия Елфимова, которые уже не один год сотрудничают друг с другом в различных издательских проектах. Центральный образ «Солнечного скворечника» – окраина, пригород, родственно близкий природе, источнику жизни и самого её смысла. От страницы к странице разворачивается картина до боли родного, щемящего душу русского быта, несуетного и смиренного, где «от соседства немного совсем до родства»… И надо отметить, что Иван Лукьянов очень тонко, талантливо все это прочувствовал, не случайно «Литературная газета» пишет о том, что книга «получилась удивительно красивой». Ну а поэту Юрию Перминову за «Солнечный скворечник» была присуждена Всероссийская литературная премия «Белые журавли» им. Расула Гамзатова…

 

КНИГА КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА. Именно этот постулат определяет всю книгоиздательскую деятельность фонда. Наши книги должны перечитываться и использоваться не одним поколением, наши книги рассчитаны не на одноразовый просмотр,  они предназначены тем людям, которые испытывают потребность в культурном и духовном обогащении. Чтобы спустя столетия наши книги Фонда вдохновляли наших потомков на жизнь, наполненную красотой, правдой, созиданием и честью. Так что члены жюри Тюменского регионального конкурса «Книга года – 2012» были единодушны: в номинации «Уникальная книга. Книга – произведение искусства»

Некоторое время назад наш Фонд извещал своих друзей об издании уникальной книги «Возвращение Тобольска», литературной основой которой стало одноименное эссе нашего великого современника – Валентина Григорьевича Распутина. В ней выдающийся писатель и мыслитель акцентировал внимание на самых ярких фактах из истории города, на самых известных личностях, чьи судьбы связаны с Тобольском. Именно лаконизм и афористичность изложения подсказали идею издания эссе Фондом «Возрождение Тобольска»  цельногравированной книгой на медных досках (пластинах) и посвятить его не только 425-летию родного города, но и 75-летию классика отечественной словесности.

Уникальность этой книги в том, что здесь в неразрывном соавторстве выступают Валентин Григорьевич Распутин и художник Нина Ивановна Казимова, чьи экслибрисы и авторские книги давно стали фактически национальным достоянием, вне зависимости от того, кому они принадлежат в настоящее время.

Гравированная книга – Валентин Распутин «Возвращение Тобольска» – шестая авторская книга Нины Казимовой. Она состоит из гравюр, офортов с тридцати медных гравированных досок, из которых 20 гравюр с ненаборным, гравированным текстом с иллюстрациями и элементами оформления на этих же листах (именно в этом заключается «цельногравированность»), 7 гравюр только с иллюстрациями, а точнее, с графическими произведениями, позволяющими наиболее полно высветить отдельные части текста, и 3 листа с титулом, посвящением и колофоном. Художница выбрала одну из самых трудоемких техник и мы, не пытаясь проникнуть в секреты мастерства, лишь подивимся вслед за Валентином Курбатовым, написавшим предисловие к книге, – ведь это всё было нужно сделать  зеркально! Глубокая печать на бумагу выполнена в технической манере акватинты, что позволило избежать черно-белого аскетизма графических офортов и достичь мягкости акварели. Не зря художницу часто именуют королевой акватинты.

Понятно, что многие, очень многие хотели бы стать счастливыми обладателями такого издания, но оно, как всякое произведение искусства, не подлежит массовому тиражированию. Но благодаря нашему сайту эту работу Нины Казимовой теперь могут увидеть все желающие. Увидеть, перелистать, насладиться мастерством художника… И оно настолько уникально, что рассказать о нем почти невозможно… Ни один из листов композиционно не повторяется!

Так что члены жюри Тюменского регионального конкурса «Книга года – 2012» были единодушны: звание лауреата в номинации «Уникальная книга. Книга – произведение искусства» присудить Нине Казимовой (за создание книги В. Г. Распутина «Возвращение Тобольска», Издательский отдел Общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска»).

 

Фонд «Возрождение Тобольска» стал лауреатом и в номинации «Лучшая корпоративная книга» – за книгу «Трудовая доблесть», где собраны работы выдающегося фотохудожника Павла Кривцова. Каждая его фотография – исторический документ, не подверженный старению, отражающий свою эпоху и время. Портреты современного русского человека, создаваемые на протяжении более чем 50 лет Павлом Кривцовым, открывают зрителю душу народа, лучшие ее черты, то, чем может гордиться великая Россия. Книга «Трудовая доблесть» – плод совместного сотрудничества Фонда с Мастером, чьи работы, изданные нами, посвящены газовикам Сургута, первопроходцам новых времен, людям, в чьей судьбе, по словам Валентина Распутина, судьба всей земли, уже стали классикой жанра.

В снимках, посвященным ветеранам газовикам Сургута, первопроходцам XX века  – сама великая эпоха… Триумф человеческого духа. Великая страна и ее великие люди, спустя десятилетия после начала освоения Севера в советскую эпоху.

 «Я стараюсь в простых вещах увидеть и раскрыть – пусть маленькую – тайну жизни. Исповедую фотографию, неброскую внешне, и называю ее «тихая фотография». Но такая фотография может передавать совсем не тихие состояния и процессы. Просто надо уметь раствориться в человеке, отказаться от себя, стать «нищим». Есть такое евангельское понятие – нищие духом. Это люди, жаждущие любви Божьей. Так и здесь, чтобы проникнуться человеком, надо в какой-то степени отказаться от себя. То есть, воспринять его полностью таким, какой он есть. Взглянуть на мир его глазами, понять, чем он живет, что его волнует, раскрыть его душу», – говорит Павел Кривцов.

А разве не так мы все и должны жить и работать?

 

В номинации «Альбом года» лучшими были признаны сразу две книги фонда «Возрождение Тобольска – «Солонки. Коллекция Дмитрия Мизгулина» и «Каталог выставки «Духовный мир русского путешественника Ф. Ф. Конюхова», посвященной 425-летию Тобольска».

Коллекция солонок Дмитрия Мизгулина – довольно неординарное и яркое явление, поскольку в ней заложен великий смысл, а по своему метафизическому значению, по духовной составляющей она находится в ряду самых ценимых, поскольку нет истории без соли. Она состоит из более 200 предметов и предлагает исследователю обширный материал для изучения русского серебряного дела XIX-XX веков, результатом работы над которым и стал этот альбом-каталог, уникальный по своему полиграфическому исполнению.

Федор Конюхов – человек подвига, веры и ясно осознанной цели. «Вся его жизнь странническая — есть особая форма пустынножительства в ледяном безмолвии, на океанских просторах и среди снежных скал», – говорит Кавад Раш. Если даже воспринимать его как путешественника, то Конюхов своими поразительными путями разрушает все представления о возможностях человека, и может восприниматься как человек, посланный Провидением, чтобы вся русская молодежь и их родители не впали в отчаяние в наше далеко не благостное время…

Фёдор Конюхов – из тех, кто не исчезает из твоей жизни до следующей встречи. Несколько часов общения с ним, и всё, уже понимаешь: он именно тот, на ком историческое величие России держится; как встреча с ним может «осесть» на задворках собственной памяти, если та – изначально – настояна на неизбывности духовного, корневого, кровного родства с тем нравственным запасом, который собирался до нас многими поколениями благочестивых предков? В его картинах, которые посчастливилось увидеть жителям Тобольска благодаря нашему фонду, словно в зеркале отражаются воплощенные талантом художника красота и величие Земли, тех мест ее, которые недоступны большинству из людей. Но Фёдор Конюхов не только имеет такую возможность и такое стремление, но – умеет видеть многое из того, что не видят другие.

И хотя отец Федор не имеет прямого отношения к Сибири, он по духу своему сродни ее первопроходцам. Поэтому и не случайно издание альбома его лучших работ в нашей новой издательской серии «Сибирский художественный музей».

 

И, наконец, главная номинация – «Книга года». Здесь двух мнений не было –лауреатом могла стать только Антология сибирской поэзии «Слово о Матери». И стала.

Автор проекта и редактор-составитель антологии Юрий Перминов замыслил эту книгу как приношение Матери. Он объединил стихи поэтов Сибири, в изначальных своих границах охватывавшей и Урал, и Зауралье, и Хабаровск и Владивосток, – и тех поэтов, чья судьба была так или иначе с Сибирью связана. В этом тоже есть глубокий смысл, ведь только к концу двадцатого века подзабылось выражение «матушка-Сибирь», поскольку ни по звуку, ни по духу оно не совместимо с хищным новоязом. Впрочем, и Родину матерью мы сейчас называем всё реже: настигает волна мутного беспамятства, ужас забвения…

Более двух лет работал над составлением уникального двухтомника Юрий Перминов. Антология объединила авторов, пишущих на русском, алтайском, юкагирском, долганском, эвенском, бурятском, якутском, хакасском, нанайском, ненецком и немецком, идиш и других языках. Всех этих поэтов воспитала мать-Сибирь, земля сколь благодатная и щедрая, столь суровая и требовательная. Антология объединила лучших профессиональных художников Сибири, фотографов, и детей, чьи безыскусные рисунки – первое проявление благодарности, ещё вне понимания, но в полную меру безотчётной, чистой детской любви.

Писатель из Алтайского края Людмила Козлова пишет:

«Женщина-мать – эта роль, духовно связанная с образом Богородицы- защитницы России,  ушла, чуть ли не на последний план после всех остальных обязанностей перед Родиной. Единожды начавшись, этот процесс открыл ящик Пандоры. С внедрением в жизнь единственного рыночного критерия -  денежной единицы, женщина, как и всё вокруг,  стала товаром. Осознавая эти горькие истины, приходишь к печальным прогнозам.

И вдруг среди коммерческой суеты, поедающей всё живое, в руки мне приходит книга «Слово о матери». Признаюсь, видеть вот такие книги, изданные на века (!), приходилось, но держать в руках до сих пор не довелось. Редкостная в наше торопливое время, изданная на очень качественной бумаге, в твёрдом, художественно и любовно оформленном переплёте, эта книга прослужит читателю  и сто и триста лет. Книга, как эстетическое явление – мы уже и забыли о том, что это такое!   

Но главное – книга эта настолько наполнена Любовью в самом святом понимании этого слова – Любовью к матери, что энергия и свет её выплёскиваются в мир. И это ощущается даже на физическом уровне – просто хочется  держать книгу в руках. А читать стихи на её страницах – ритуал, сравнимый с молитвой…»

 

Каждая книга фонда «Возрождение Тобольска»  является общественно значимым событием и сегодня, и в исторической перспективе. Чему соответствуют и  просветительские задачи фонда: помнить и понимать историю своей страны – значит видеть, куда двигаться в будущем. Мы, хотим этого или нет, сознаем или не сознаем, индивидуально воплощаем общенациональный дух – его историю и судьбу. Ибо мы как народ – одна семья, единый организм, живущий из века в век единой жизнью. Нам удается привлекать к нашим издательским проектам лучшие литературные и научные силы. Они понимают, что работая своими изданиями на просвещение, фонд «Возрождение Тобольска» делает это не ради выгоды, не ради наград.  

 

 

 

Петр Юрьев

Хостинг от uCoz