Николай
Березовский
ВЕЧЕР
С ВАМПИЛОВЫМ
Московская
осень семидесятого года прошлого века выдалась холодной и дождливой. Тягучий и
моросящий, дождь сыпал круглосуточно. Общежитие Литературного института имени
А. М. Горького Союза писателей СССР сковывала дрёма. Не слышалось шума,
обычного в его стенах: споров о литературе, чтения своих и чужих стихов, стука
пишущих машинок из-за дверей – тогда о компьютерах, похоже, и не подозревали.
Да и пишмашинки были далеко не у всех студентов. Коридоры семиэтажного здания
на углу улицы Добролюбова и проспекта Руставели непривычно пустовали. Особенно
вечерами, когда студенты подавались в близкий кинотеатр «Орёл» или в кафешку
рядом с ним. У кого не было денег на эти невинные развлечения, читали книги.
Библиотечные полки института катастрофически опустели. Погода не располагала к
общению, а одиночество, навеваемое нудной столичной осенью, почему-то не
тяготило.
И вдруг всё
изменилось. В один из вечеров в конце сентября или в самом начале октября по
общежитию молниеносно разнеслась весть: приехал Валентин Распутин. Громкими
именами трудно удивить студентов литвуза, они почти ежедневно общаются с
писателями, известность которых была тогда всенародна, но тут был особый
случай. Тогда молодой иркутский прозаик буквально ворвался в русскую
литературу, затмив своими произведениями даже её классиков из классиков, и
сибиряка, ниспровергающего авторитеты, особенно чтили начинающие литераторы,
тоже, думается, мечтающие о внезапной и до
сумасшествия шумной славе. Повестью Распутина «Деньги для Марии», его
рассказами «Рудольфио» и «Уроки французского» зачитывались и цитировали
наизусть. Сборник, в который входили эти произведения, привезённый мной из
Омска, путешествовал из комнаты в комнату. На библиотечный томик была длинная
очередь. Третьим экземпляром обладал дипломник Пётр Пиница. Но он радовал им
только близких друзей, потому что на титульном листе была дарственная автора.
Пиница, тоже иркутянин и хороший поэт, был в большой дружбе с Валентином
Распутиным. Распутин называл Пиницу по имени и отчеству – Петром Ивановичем.
Имя Петра Ивановича тоже славилось в студенческом литературном мире. В
противовес поэме Евтушенко «Братская ГЭС» он написал свою, и одна строфа из неё
стала крылатой:
Ах ты,
сука-романтика,
Ах ты, Блядская ГЭС, –
Я приехала с
бантиком,
А осталася –
без!
К
Пинице-то, прямо из аэропорта Домодедово, Распутин и нагрянул. И не один, а с
Юрием Скопом, тогда уже тоже не последним среди молодых русских
литераторов-сибиряков, и был с ними ещё один спутник, на которого студенты,
высыпавшие из своих комнат в коридор пятого этажа, особого внимания не
обратили. Да он – невысокий, смуглый, в чёрном мешковатом костюме, необмятом, а
потому полнившем его фигуру – и не жаждал, судя по всему, внимания, стараясь
держаться в тени.
Это был
драматург Александр Вампилов.
Несколько
лет назад я побывал на месте его гибели – в посёлке Листвянка на берегу
Байкала. Не выплыл из великого озера, называемого и свящённым морем, когда
перевернулась лодка, Вампилов, хотя до его берега рукой было подать, и теперь
возвышается над ним камнем, недоумевая, наверное, как такое могло случиться с
ним, чувствующим себя в воде, как в своей стихии. В Листвянку на добитом
«Запорожце» привёз меня из Иркутска местный литератор и мой друг Женя Салдаев,
чтящий Вампилова, как святого, и мы помянули уплывшего в мир иной, и я тогда
впервые рассказал Евгению о первой и единственной встрече с Вампиловым. «А мне
Бог не подарил с ним встречи», – горько отозвался Женя. Теперь, может, эта
встреча случилась – теперь нет и Жени…
Сейчас,
возвращаясь памятью к той давней встрече с Вампиловым, я понимаю, что мне
сильно повезло. А ведь могло статься так, что, будь я родом не из Сибири, мне
не посчастливилось бы оказаться в кругу «избранных», в комнате под номером 500,
в которую после поисков жилой площади Пиница и определил на ночь приехавших.
Правда, из них в общаге остался только Вампилов – Распутин и Скоп глубокой
ночью или даже под утро уехали. Юрий к тому времени, если не ошибаюсь, уже стал
москвичом, то ли купив, то ли получив в столице квартиру…
Постельные принадлежности собирались по всему общежитию. Моим вкладом стало
полушерстяное одеяло. С ним-то, приглашённый Петром
Ивановичем, опекавшим меня, как сибиряка, да ещё из Омска, подарившего России
Петра Драверта, Антона Сорокина, Феоктиста Березовского, Павла Васильева,
Леонида Мартынова, Роберта Рождественского, Сергея Залыгина и к тому же
освящённым именем великого Достоевского, томившегося в местном остроге, с
первого дня поступления в институт, я и пришел в «пятисотку».
Распутин,
уронив руки на колени, сидел на стуле, явно утомившийся в дороге. Скоп,
непонятно весёлый, травил анекдоты однокурсникам Пиницы – Игорю Ляпину, Василию
Макееву и Александру Мосинцеву. (Игоря, печально замечу в скобках, уже нет,
Василий живёт в Волгограде, а Саша, узнал недавно из «Литгазеты», – в
Пятигорске). Вампилов стоял у окна, мокрого и тёмного. Лампочка под потолком
светила тускло, и потому, наверное, когда он обернулся, округлое и в тоже время
скуластое его лицо показалось мне старым, а в глазах стыла печаль. Прямо-таки
Сарафанов, узнавший об обмане, из пьесы «Старший сын».
- Холодно, – сказал Вампилов, как-то виновато улыбнувшись: мне ли, мол,
сибиряку, сетовать на холод…Самолётная дорога, должно быть, утомила, как и
Распутина, и его. И усталость, прозвучавшая в голосе, на мгновение
явила в комнату Зилова из «Утиной охоты», когда тот, проснувшись в ненастный
скверный день, расстроивший охоту, начинает вроде бы переосмысливать своё
существование. И в этом не было ничего сверхъестественного или мистического. Я
ещё находился под впечатлением «Утиной охоты», прочитанной в альманахе
«Ангара». Хорошо знакомы мне были, благодаря Пинице, и другие пьесы Вампилова.
Как, впрочем, и его рассказы, собранные в тоненькой книжечке «Стечение
обстоятельств». Или я читал эти рассказы позже?
О прозе друга Пиница отзывался сквозь зубы: «Газетная…» А вот пьесы
Вампилова превозносил. Большинство из них, между прочим, Вампилов написал в
Москве, когда учился на Высших литературных курсах. На сцену они пробивались с
огромным трудом и нервотрёпкой для автора. Их новаторство, мягко говоря,
смущало постановщиков. Темы пьес внушали опасения. Впрочем, я не специалист в драматургии, и в этих заметках вовсе не стремлюсь к
анализу творчества великого русского драматурга. Замечу лишь, насколько помню,
что 1970 год оказался для Вампилова переломным. Его пьесы начали ставить в
Иркутске и в Москве, а в одном из прославленных ленинградских театров
готовилось к сценическому воплощению «Свидание в предместье». На премьеру в
Ленинграде Вампилов и спешил, остановившись на ночь в столице под крышей
общежития Литературного института…
- Значит,
рассказы пишешь? – спросил Вампилов, присев рядом со мной на край кровати. В
руках его каким-то чудом оказалась рукопись моего рассказа «Разная
любовь». Позже Пиница раскрыл «секрет» –
рукопись, случайно оказавшуюся у него под рукой, дал он, чтобы на время занять
Александра. Время нужно было для организации ужина. А вопрос Вампилова меня
смутил – видит ведь, что в его руках не поэзия, а проза.
- Это хорошо,
что рассказы, – уловив, похоже, моё смущение, продолжал Вампилов. – А то все со
стихов начинают, когда надо с рассказов, – проза дисциплинирует мысль. И
пометки, вижу, правильные. Верные, – свернув рукопись
трубочкой, нашёл он более точное слово пометкам, внесённым, о чём, конечно же,
не знал, тогда уже смертельно больным Александром Трифоновичем Твардовским. –
Особенно насчёт пальцев. Ни к чему, конечно же, отрубать пальцы. Да ещё у
любимой женщины. А проза, – сделал неожиданный переход, – очень близка драматургии.
Проза конфликтная, как этот рассказ. Впрочем, – тут же опроверг собственное
утверждение, – поэзия ближе. Своим ритмом.
Вампилов
говорил неторопливо, короткими фразами, взвешенными, наверное, загодя, без
поучений и как бы извиняюще, точно он боялся ненароком обидеть своими
суждениями сидящего рядом с ним мальчишку, которому едва исполнилось
девятнадцать лет. И говорил так тихо, что, казалось, кроме меня, его никто не
слышал. Но, странное дело, слышали Вампилова все. И кто-то из присутствующих в комнате
не согласился, что поэзия ближе драматургии, чем проза, а вообще-то драматургия
сама по себе, поскольку жанр особенный – избранный из избранных. Разгорелся
спор, но Вампилов не принял в нём участия, точно выпав из этого спора. Он
только слушал спорящих – молча, внимательно, и
выражение его лица резко менялось – то теплело, то строжело, а порой
становилось отрешённым.
- Ты-то, Саня, что молчишь – как воды в рот набрал?! – не выдержал,
наконец, кажется, Распутин.
- А что я?
– почему-то виновато и даже растерянно отозвался Вампилов. – Я ведь не
возражаю. А вы всё правильно говорите.
- Что
правильно?
- Всё.
Драматургия – это драматургия. Но в действе на сцене вовсе не обязательно, что
ружьё, появившееся в первом акте, обязательно выстрелит в последнем…
На
Вампилова посмотрели, как на заговорившегося,
потому что в споре не было и слова о пресловутом ружье, а тут подоспел
немудрёный студенческий ужин. Было уже очень поздно, наверное, далеко за
полночь, но из какого-то тайника появилась плетёнка каберне. По кругу пошёл
гранёный стакан. Отхлебнув глоток, грея пальцы о стекло, Вампилов неожиданно
улыбнулся:
- Хорошо,
правда? – И заговорил Рубцовым:
Вот говорят,
Что скуден был паёк,
Что были ночи
С холодом, с тоскою, –
Я лучше помню
Ивы над рекою
И запоздалый
В поле огонёк…
Вампилов
обожал Николая Рубцова, относил его к своим самым близким друзьям, и
стихотворение друга, им прочитанное, задало тон вечеру. Вечер стал по-доброму
грустным. Рубцова читали и другие, а ещё и его земляка-вологжанина – Виктора
Коротаева. Теперь Царствие им Небесное, тогда ещё живым. Вампилов слушал,
склонив чёрную кудластую голову, и молча, казалось, плакал. Потом попросил, не
поднимая глаз, Пиницу:
- Пётр
Иванович, давай-ка нашу. Помнишь?
И иркутяне,
оказавшиеся в Москве, затянули песню про летящих уток.
И трёх, вслед за ними, гусей. Ни раньше, ни позже лучшего исполнения этой
народной русской песни я не слышал. Она и сейчас звучит во мне, когда я
вспоминаю единственный вечер, проведённый с Вампиловым. Как и стихотворение,
посвящённое ему Николаем Рубцовым:
Я уплыву на пароходе,
Потом поеду на подводе,
Потом ещё на чём-то вроде,
Потом верхом, потом пешком,
Пойду по улице пешком –
И буду жить в своём народе …